Проект постановления правительства с перечнем медицинских показаний и противопоказаний к управлению транспортными средствами оказался в распоряжении Autonews.ru. Документ проходит уже последнюю стадию одобрения и может вступить в силу совсем скоро. В проекте есть немало спорных положений. Например, слепота одного глаза и отсутствие одной конечности — не повод отказываться от автомобиля. Зато водителям с маленьким ростом запретят ездить на больших машинах.
Министерство здравоохранения разрабатывало перечень противопоказаний к вождению около двух лет. Наконец, финальная редакция документа сейчас проходит антикоррупционную экспертизу и 31 июля будет передана на подпись главе правительства Дмитрию Медведеву.
Согласно перечню показаний, к управлению автомобилей с автоматической коробкой передач допускаются граждане, у которых отсутствует одна верхняя конечность или кисть, одна нижняя конечность или стопа, а также отсутствуют два или более пальцев на правой руке. Слепым на один глаз водителям разрешат управлять автомобилями, оборудованными парктрониками.
Перечень ограничений оказался намного шире. Кроме многочисленных проблем со зрением запрещено садиться за руль с заболеваниями, вызывающими головокружение. Особые медицинский показания прописаны для управления транспортом категории С, D, Tm, Tb, СЕ и DE. Управлять пикапами, автомобилями с прицепами, автобусами, троллейбусами, трамваями и грузовиками не разрешат людям с ростом ниже 150 сантиметров. По мнению медиков, маленький рост может стать причиной ДТП.
Перечень же противопоказаний, установленных Минздравом, включает в себя психические расстройства: шизофрению, невротические расстройства и расстройства настроения, эпилепсию, умственную отсталость, а также расстройства личности. «Новые медицинские правила должны снизить к 2020 году целевой индикатор смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10 случаев на 100 тысяч населения», - говорится в пояснительной записке к документу.
Несмотря на скорое подписание самого перечня, в вопросе медицинских ограничений по вождению остается много темных пятен. Так, например, до сих пор непонятно, кто и как будет регулировать данный вопрос и проверять водителей на наличие той или иной болезни. Медицинскую справку водители получают раз в 10 лет, и если заболевание проявилось в этот период, никто кроме самого водителя ГИБДД об этом не известит. Также в России до сих по не создана общая база между медиками и полицией, с помощью которой последние могли бы отслеживать ситуацию со здоровьем граждан.
Громкий скандал по этой теме некоторое время назад произошел в Москве. Водитель BMW сбил пенсионера, который сделал ему замечание на дороге, и скрылся с места ДТП. Когда автомобиль, совершивший наезд, нашли, выяснилось, что водитель после развода с женой долго не мог оправиться от стресса и даже прошел курс лечения в психиатрической больнице.
«Этот перечень полезен только врачебной комиссии, которая выдает справку при получении прав или их замене, а также транспортным компаниям, которые проверяют своих водителей чаще, чем раз в 10 лет. В России сейчас нет механизма лишения прав, если водитель уже после их получения заработал недуг, не совместимый с вождением. В законе «О безопасности дорожного движения» написано, что лишать прав может суд за нарушение ПДД или из-за ухудшения здоровья. То есть в законе это есть, но на практике не работает», - объяснил корреспонденту Autonews.ru председатель комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров.
По его словам, если за нарушениями ПДД следят дорожные инспекторы, то в части ухудшения здоровья водителей обратной связи нет. «ССѓществует такое понятие, как врачебная тайна. Заставить врачей рассылать данные о своих пациентах невозможно. А информация о том, что человек попал в психиатрическую клинику, как-то должна попадать в ГИБДД, и уже они будут обращаться в суд и лишать прав. Сейчас это делает прокуратура, постоянно сетуя на то, что права получают граждане с серьезными психическими заболеваниями. Единая база данных должна быть. Необходимо разработать механизм извещения ГИБДД о проблемах со здоровьем водителей. Однако разглашение врачебной тайны противоречит закону «О здравоохранении». Возникает конфликт интересов», - резюмировал эксперт.
О том, что некие общие базы заболеваний водителей должны быть говорит и вице-президент коллегии правовой защиты автовладельцев Владимир Александров: «Справку не обязательно получают раз в 10 лет. Справка необходимо и при утере прав и после лишения. Сейчас вопросом выяснения, стоит ли водитель на учете в диспансерах, занимается прокуратура. Как-то же они узнаю, что люди с расстройствами психики получают права и наказывают за это — лишают прав через суд и работают с медиками. Поэтому где-то эти базы должны стыковаться, но никто не знает, где и как», - объяснил юрист.