Рейтинг отечественных автомобилей, которые за последнюю четверть века так и не заняли своего места на нашем рынке. Некоторые модели губит нежизнеспособная конструкция, иные – неконкурентоспособная цена, третьи – и то и другое… Самое обидное, когда, казалось бы, вполне приличный автомобиль просто появляется не вовремя. И таких примеров в последние десятилетия тоже было немало. Впрочем, и модели-неудачники оставили свой след в истории.
Громко представленный автомобиль с вполне приличным салоном и 124-сильным двигателем, помнится, очень неплохо показал себя на первых тестах. Да и доверие к Таганрогскому автомобильному заводу, выпускавшему популярные седаны «Хёндэ», у покупателей было. Но вскоре после начала производства ТагАЗ обвинили в несанкционированном копировании «Шевроле-Лачетти». Скандал утих, но модель делать перестали.
12-Е МЕСТО
«ВОЛГА-САЙБЕР», 2008
Как и «Шевроле-Вива», автомобиль вполне приличный, пусть и тесноватый для своего класса. Был даже вариант с мотором 2,4 л и «автоматом». Но заманить чиновников отечественной эмблемой было уже невозможно. Остальные в большинстве своем предпочитали газовскому воплощению «Крайслера-Себринг» более современные модели, пусть и не такие внушительные внешне. Жизнь непопулярному автомобилю продлила программа утилизации и связанные с нею скидки, но – ненадолго.
Эту модель тоже собирали в Елабуге. Седан с 77-сильным мотором объемом 1,4 л был лишен заметных недостатков – как, впрочем, и достоинств. У ближайших конкурентов за такую же цену всё вроде бы то же самое, но, как правило, немного лучше. Сказалось, вероятно, и недоверие к марке, чье прошлое несерьезное отношение к нашему рынку помешало создать нормальную сервисную сеть.
10-Е МЕСТО
«ШЕВРОЛЕ-ВИВА», 2003
Недорогая иномарка российского производства с уважаемым именем, 1,8-литровым мотором в 125 л.с. и в хорошей комплектации. Казалось, именно этого с нетерпением ждали потребители. Готовя к производству в Тольятти «Опель-Астра», снятый с производства в Германии, руководство «Джи-Эм-АВТОВАЗ» обещало конкурентоспособную цену. На поверку цена оказалась как у более современных моделей того же класса. Производство шло несколько лет, но в мизерных количествах. Не спасла и «Вива Адреналин» с обвесом порогов, модными дисками и спойлерами. Всего построили около 3500 экземпляров. А ведь автомобиль-то был в самом деле неплохой…
Еще один несостоявшийся народный автомобиль. Творение кинешемского завода «Автоагрегат» оснащали примитивным кузовом, мотоциклетными моторами в 11–13 л.с. (российским и американским, применяемым в основном на газонокосилках), коробкой передач с последовательным переключением. Повозку, которая с трудом развивала 50 км/ч, адресовали небогатым гражданам и инвалидам (они у нас, к сожалению, тоже люди малообеспеченные). Но даже объявленная цена в тысячу долларов не вызвала ажиотажа. Говорили, что несколько машин продали в Испанию для перевозки ящиков с мандаринами от плантации до грузовика. Этот эпизод стал самым ярким в жизни «Кинешмы».
Созданный на обломках советского Минавтопрома «АСМ-холдинг» в поисках занятия разрекламировал народный автомобиль, который, по уверениям идеологов модели, можно собирать на маленьких заводах и чуть ли не в гаражах. В НАМИ сделали образец с неважно выклеенным стеклопластиковым кузовом на пространственной раме и с агрегатами стандартной «Оки». Еще несколько лет на выставках показывали прототипы, разросшиеся для моторов «Таврии», в том числе ландо, пикап и даже бензоэлектрический вариант с мотор-колесами. Но вскоре разговоры о новом чуде отечественного автопрома прекратились.
Один из самых многообещающих проектов конца 1990-х. На него возлагали надежды и заводчане, и поклонники марки. Совершенно новый кузов, заметно переработанные подвески, впрысковые моторы ЗМЗ, в перспективе – дизель. Параллельно, кстати, показывали передне- и полноприводные образцы ГАЗ-3103 и -3104. «Волгу» ГАЗ-3111 даже начали выпускать малой серией. Но в машинах было много недоработок. Государственные структуры отнеслись к новинке с недоверием. Кроме того, за те деньги, что просили за «Волгу», можно было купить вполне приличный импортный автомобиль, пусть и размерами поменьше. Что и делали рядовые потребители.
6-Е МЕСТО
АЗЛК-2142R5 «ИВАН КАЛИТА», 1998
Руководство московского завода во второй половине 1990-х приложило все усилия, чтобы загубить вместительный, неплохо управляемый, недорогой «Москвич-2141». Немалую роль в этом сыграли удлиненные (а потом и наоборот – урезанные) версии, не нужные ни чиновникам, которым их адресовали, ни тем более обычным покупателям. На вершине лестницы в никуда стоял сверхдлинный «Иван Калита» с мотором «Рено», решеткой радиатора в стиле советского электросамовара и светлым аляповатым салоном. Обещания наладить выпуск серийных полноприводных машин прозвучали финалом грустного анекдота о том, кто длиннее в попугаях.
Полноприводные «Оды» появились еще в самом начале 1990-х стараниями ижевских мастеров тюнинга. На прототипах пробовали моторы ВАЗ, УЗАМ, затем «Хёндэ». Создали даже вариант с независимой задней подвеской. Со временем этими работами заинтересовался завод, и на рубеже 2000-х даже начал мелкосерийное производство самой простой версии «Иж-2126 4×4» – с отечественным мотором и неразрезным мостом сзади. Казалось бы, мечта отечественного потребителя! Вот он, недорогой полноприводный автомобиль с пятидверным кузовом. Но спрос на устаревшие и ненадежные «Ижи» стремительно падал. Конкуренты наступали широким фронтом, и спасти марку не смог даже полноприводный автомобиль.
4-Е МЕСТО
«ШЕВРОЛЕ-БЛЕЙЗЕР», 1994
Компания «Джи-Эм» пришла на многострадальный завод в Елабуге с бразильским вариантом американского вседорожника. Россиянам предложили задне- и полноприводные версии с четырех- и шестицилиндровым моторами мощностью 106 и 180 л.с. соответственно. «Дешевый» «Блейзер» стоил 22 000 долларов, дорогой – 39 500. За эти деньги можно было приобрести вполне приличный подержанный импортный вседорожник или три-четыре «Нивы». Рыночные позиции «Блейзера» ухудшил связанный с дефектами одной из машин скандал, который фирма неуклюже довела через прессу до всеобщего сведения. За пару лет выпустили всего 3780 автомобилей.
3-Е МЕСТО
«АВТОЛАМ-РЕЙНДЖЕР», 1990
Магическое словосочетание «совместное предприятие» – одна из надежд на скорую, но кардинальную перестройку советской промышленности. Малоизвестная британская фирма FSV вместе с еще менее известной ассоциацией «Автокам» взялась наладить на недостроенном тракторном заводе в Елабуге производство утилитарных автомобилей с кузовом из пластика на пространственной раме и с агрегатами «Форд». Мелкосерийные машины с импортными комплектующими ожидаемо оказались недешевыми, особенно с учетом бешеной инфляции. В Елабуге собрали полсотни «Рейнджеров», затем производство пытались развернуть в Менделеевске и Перми. Но и отечественные моторы проект не спасли. Тираж «Рейнджеров» остался мизерным.
Вместо безвинно убиенной в борьбе с привилегиями «Чайки» Горьковский автозавод предложил новый представительский автомобиль со множеством свежих для ГАЗа да и для всей отрасли решений. Мотор V8 объемом 3,4 л с карбюратором или впрыском развивал около 170 л.с., предусмотрели автоматическую коробку передач и даже полный привод. Кузов выглядел достаточно современно. Машину несколько лет выпускали, по сути, штучно, для обычных потребителей она была непомерно дорогой. А те, кто покупал не на свои, уже распробовали импортные модели, по цене вполне сравнимые с ГАЗ-3105. Нынче машинами интересуются коллекционеры.
Перестройка, ХIХ партийная конференция КПСС. Именно ее делегатам впервые показывали этот автомобиль – новый флагман советской автоиндустрии. Инженеры и дизайнеры ЗИЛа подготовили два революционных для завода опытных образца с несущим кузовом и независимыми подвесками. Агрегаты, правда, остались прежние. На заводе машины прозвали именами лидера страны и первой леди – «Михаил Сергеевич» и «Раиса Максимовна». Время для такого проекта оказалось самое неподходящее – у страны были иные проблемы.