Минобразования уже подготовило новые программы обучения для автошкол: теперь можно будет получить права на управление мопедом и скутером, а экзамены разрешат сдавать на машине с автоматической коробкой передач. И это еще не все.
Хотя поправки в закон «О безопасности дорожного движения», допускающие такие нововведения, вступили в силу еще 5 ноября, ни одна автошкола в стране до сих пор не обучает водителей мопедов или владельцев машин с АКПП, и соответствующие экзамены в ГИБДД не принимаются, так как программы обучения попросту отсутствовали.
Курс теории для водителей категории «B» значительно расширился независимо от того, будет ли автомобилист ездить с «механикой» или с «автоматом». Если раньше программа обучения длилась 110 часов, то теперь на нее отведено 160 часов. Практический курс теперь составляет 54 часа против 50 ранее. Причем учиться на машине с АКПП не намного проще: программа окажется лишь на 2 часа короче – вот и все отличие. В водительском удостоверении будет ставиться отметка «АТ», означающая, что данному гражданину запрещено управлять машиной с «механикой».
К сожалению, в новых программах пока не предусмотрен какой-либо упрощенный переход из одной категории в другую. То есть те, кто получил права на управление машиной с АКПП, не могут быстро доучиться управлению автомобиля с «механикой» – полный курс придется проходить заново.
Для получения прав на мопед (категория «М») нужно пройти теоретический курс продолжительностью 104 часа и практический – 18 часов. Напомним, что тем, у кого уже есть права любой другой категории, не обязательно идти в автошколу: им разрешается управлять мопедами (категория «М» у них де-факто считается открытой).
Программы обучения стали более продолжительными и подробными, так как отныне у нас все водители будут считаться не любителями, а профессионалами (автошколы будут выдавать свидетельство о получении профессии «водитель»). Даже водить скутер – это профессия, которую можно использовать в своей основной работе. Например, развозить пиццу.
Еще из любопытных новшеств стоит отметить, что теоретическая программа теперь включает обучение психофизиологическим основам деятельности водителя. Автомобилистов будут учить распределять внимание, бороться с усталостью и сонливостью, а кроме того, им объяснят основы бесконфликтного общения на дороге и научат, как вести себя с агрессивными соседями по потоку.
«Я не могу сказать, что цены на обучение в автошколах начнут резко повышаться. Все не так однозначно по той простой причине, что обучение будет построено по совершенно иному принципу. В каждой программе, их всего 16 в соответствии с категориями и подкатегориями, вычленен единый базовый цикл. Это четыре предмета и 80 часов, которые получаются кандидатом в водители один раз. То есть если любая категория-подкатегория открыта, она начинает действовать с момента вступления в силу, а это соответственно – минус эти 80 часов, правила дорожного движения, основы безопасного управления транспортным средством, психология и первая помощь. Это четыре теоретических предмета, которые одинаковы для всех. Значит, приходя в автошколу, я буду брать только специальный цикл и профессиональный. Поэтому говорить, что цены увеличатся, нельзя. Да, сроки обучения больше, но возможность перезачета этого базового цикла явно к лучшему. С обучением на машине с «автоматом» тоже никаких сложностей возникнуть не должно. В правилах есть две таблицы: для «механики» - свои часы, для «автомата» - свои. Когда клиент придет в автошколу он заявит на машине с какой трансмиссией хочет проходить обучение. Специальная отметка после появится у него в правах. Школ, где уже есть машины с автоматической коробкой передач, уже достаточно. Народ уже давно хотел на этом учиться», - рассказала корреспонденту «Авто Mail.Ru» Татьяна Шутылева, президент межрегиональной Ассоциации автошкол.