Абсолютное большинство владельцев полисов КАСКО, целых 77%, недовольны тем, насколько быстро ремонтируют автомобиль после ДТП по страховке. Такие результаты опроса более чем 6000 человек получили портал «Авто Mail.Ru» и Ассоциация по защите прав автострахователей.
ССЂоки ремонта удовлетворяют всего 15% автомобилистов, говорят результаты опроса. СС‚олько же человек в нашей стране уверены, что ремонт в качестве возмещения ущерба выгоднее, чем возврат потерь наличными. Впрочем, половина автомобилистов – 58% - не готова делать выбор между ремонтом и денежной компенсацией заранее, и предпочли бы видеть в договоре каско оба варианта возмещения ущерба. А четверть опрошенных в любом случае предпочли бы взять у страховой компании деньги.
Целых 52% автомобилистов не намерены подписывать договор каско, если в нем будет отсутствовать вариант денежного возмещения ущерба.
Однако со следующего года у автомобилистов может не остаться выбора. С 21 января вступит в силу новый закон «Об организации страхового дела в РФ», по которому право определять вид компенсации будет отдано страховым компаниям. По данным автоэкспертов, уже сегодня многие страховщики вписывают в договоры каско один вариант – ремонт.
«В 2012 году Пленум Верховного суда принял постановление о распространении действия Закона о защите прав потребителей в области автострахования, - поясняет лидер Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин. – После этого страховые компании были вынуждены пересмотреть своё отношение к исполнению обязательств перед страхователями, так как при нарушениях сроков выплаты судьи стали взыскивать штрафы до 50% от суммы выплаты. Натуральная форма возмещения (ремонтные работы), в отличие от выплаты денежной компенсации, не имеет четкого срока исполнения обязательств, поэтому страховщики не могут быть оштрафованы».
После вступления в силу новой редакции закона в невыигрышной ситуации опять окажутся клиенты страховых компаний. В группе риска находятся водители, приобретающие автомобили в кредит. Такой договор страхования не позволит досрочно погасить кредит, получив по каско денежную компенсацию в досудебном порядке или продав автомобиль. Вместо такого развития событий страхователь вынужден оплачивать кредит, при этом сам объект его кредитной покупки не будет использован по назначению, а следовательно, не принесет выгоду владельцу. Ремонтные работы зачастую занимают 5-8 месяцев.
Также в этот список попадают владельцы автомобилей премиум-класса. Часто владелец автомобиля не желает тратить полгода на ремонт или вовсе не заинтересован в эксплуатации восстановленного автомобиля, но при этом все равно будет вынужден его ремонтировать и затем продавать, значительно потеряв в цене за этот период, поскольку рыночная стоимость таких автомобилей падает очень быстро.
Согласно данным опроса «Авто Mail.Ru» и Ассоциации по защите прав автострахователей, автомобилисты не поддерживают нововведения в законодательстве. Всего 10% автолюбителей заявили, что подпишут договор, в котором значится «только ремонт по направлению страховщика». Еще треть всех автолюбителей хотели бы видеть прописанными в договоре строгие сроки выполнения ремонта. В обозримом будущем ограничивать сроки выполнения своих обязательств и рисковать перспективой судебных разбирательств при нарушении сроков не решится ни одна компания.
О своем недоверии к автосервисам, предлагаемым компанией-страхователем, заявили большинство опрошенных: 29% хотели бы самостоятельно выбирать, где ремонтировать автомобиль, а 67% выразили желание взять деньги и проводить ремонт по своему усмотрению. Не желают контролировать качество ремонта всего 3% автомобилистов.
Тем не менее, среди российских автомобилистов до сих пор велико число тех, кто не читает договоры страховых компаний вовсе или читает их невнимательно. Лишь 17% опрошенных заявили, что каждый раз читают договор внимательно и подписывают его после того, как все пункты документа их удовлетворили.
«В связи с тем, что каско не является обязательным страхованием для водителей, никто не заставляет автовладельцев подписывать договор, который их не устраивает. Рынок каско сейчас перенасыщен, и компании борются за каждого клиента всеми возможными способами. Поэтому, если клиент видит, что страховая компания не предоставляет ему полный спектр услуг, он может легко ее поменять. Хочется еще раз обратиться к автовладельцам: внимательно читайте договор перед подписанием, а также выбирайте компании, которые не обманывают своих клиентов, не затягивают с выплатами и имеют хорошую репутацию», — советует Денис Смольянов, главный редактор «Авто Mail.Ru».