Как тут не вспомнить знакомый с детства аттракцион о больших амплитудах? Всю минувшую зиму российский авторынок рос высокими темпами, опережая успешный для производителей сезон прошлого года, а весну встретил резким падением продаж. Ближе к лету ситуация только усугубилась. Участники рынка в замешательстве: если власти не повлияют на ситуацию, спрос может откатиться к кризисному уровню.
ССЂазу оговоримся, за первые пять месяцев текущего года снижение продаж легковушек и малого коммерческого транспорта составило всего 4%, что сопоставимо с показателями 2012 года. Однако, если провести помесячный «разбор полетов», наметится пугающая тенденция.
Согласно отчету Ассоциации европейского бизнеса, рынок рос до весны. Продажи в январе и феврале превосходили результат тех же месяцев в 2012-м: на 7464 (+5%) и 3362 (+2%) штук соответственно. Март, не досчитавшись 9070 машин (-4%), окажется первым посткризисным месяцем с отрицательными результатами по данным АЕБ. Однако для многих ситуация еще не казалась удручающей ввиду сохранения традиционного сезонного фактора, когда с приходом тепла растет покупательская активность. Потому как если отбросить сравнения с прошлогодними периодами, март выдался ожидаемо успешнее февраля: 244 030 против 210 666 машин. Но, увы, апрель с маем лишь подтвердили негативную динамику: в 2012-м было продано больше на 21 263 (-8%) и 31 791 (-12%) единиц соответственно.
Если дело пойдет так и дальше, Россия может откатиться к объемам 2008 г., когда началось кризисное падение спроса. В том году владельцев обрели без малого 2,9 млн новых автомобилей. Прогноз на этот уже был снижен с оптимистичных 2,95 млн. до 2,8 млн. единиц…
Пять лет назад регресс был вызван не только причинами глобального характера, но и целым рядом внутренних факторов, обозначенных тамошним главой комитета автопроизводителей АЕБ Андресом Томасом: «Причины серьезного падения рынка объясняются ограничением доступности кредитов, высокими процентными ставками по ним, девальвацией рубля и повышенными таможенными пошлинами, в совокупности повлекшими за собой повышение цен».
А что сейчас? С появлением первых признаков замедления покупательской активности многие эксперты ссылались на затянувшийся зимний сезон. Но вместе со снегом растаяли и эти предположения.
«Нельзя сбрасывать со счетов экономический фактор, - указывает Ольга Петрова, директор реализующих автомобили Mercedes-Benz дилерских центров «Звезда СС‚олицы» группы компаний «Рольф». - Очевидно, что спрос на новые автомобили отражает замедление экономики в целом и насыщение в ряде ее сегментов. Российская модель рынка тяготеет к западной, при которой автомобили «сами по себе» уже не продаются. Производителям и продавцам требуется прикладывать усилия, чтобы привлечь клиентов в дилерские центры. И речь не столько о программе льготных покупок автомобиля, сколько о расширенном спектре услуг, таких как trade-in и бонусы. В «Рольфе» прибыль от продаж автомобилей составила только 35% от ее общего объема (в прошлом году было 40%), остальное приходится на финансовые услуги».
«К сожалению, тренд падения автомобильных продаж, отмечавшийся в России в течение последних трех месяцев, сохраняется и даже усиливается, - констатирует председатель комитета автопроизводителей AEБ Йорг Шрайбер. - Участники рынка обеспокоены данной ситуацией и предполагают наличие низкого спроса до ожидаемого во второй половине года постепенного увеличения. Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть в том числе от того, какие шаги правительство готово предпринять для стимулирования экономического роста в целом и личного потребления, в частности».
Некоторые из этих шагов уже известны, но на этот раз их выполнение может только добавить масла в огонь. Так, с 1 июля под давлением Евразийской комиссии, регламентирующей «равноправное» вступление России в ВТО, утилизационный сбор станут платить производители не только ввозимых, но и выпускаемых в нашей стране машин. То есть, будут затронуты интересы той части отечественного автопарка, которая пока держится на плаву. По данным аудиторского агентства PwC, за первый квартал текущего года было реализовано на 9% «локализованных» иномарок больше, чем за тот же период в 2012-м (282 тыс. против 259 тысяч). «Иномарки российского производства показали лучший рост среди остальных категорий легковых автомобилей и увеличили свою рыночную долю до 44%», - отмечает СС‚енли Рут, руководитель практики PwC по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли.
Кстати, в плюсе находятся и представители премиум-сегмента. В сравнении с прошлым годом первые пять месяцев 2013-го оказались успешными для Porsche (+13% или 1486 штук) и Lexus (+21%, 6204). Скромнее успехи у Land Rover (4%, 7744). Растет даже Mini, продажи которого в «премиуме» исторически исчисляются сравнительно малыми тиражами (10%, 1054). «Оптимизм внушает тот факт, что продажи дорогих брендов демонстрируют устойчивый рост, - подтверждает госпожа Петрова. - И импортеры этих машин не спешат пересматривать свои планы. К примеру, представители Audi Russia прогнозировали на этот год рост около 10%. А фактическое увеличение продаж уже достигло 14%! Еще лучше дела идут у Mercedes-Benz, показавшей результат в 20%. Впрочем, ни для кого не секрет, что «премиум» менее чувствителен к экономическим колебаниям - ощутимее они сказывается на массовых моделях». Об этом говорят и оценки PwC: «Рост средней цены автомобиля продолжается благодаря увеличению доли дорогих автомобилей».
В качестве дополнительного толчка росту продаж госпожа Петрова обозначила обновление модельного ряда, которое до конца года предстоит пережить целому ряду моделей Mercedes. Аналогичную ставку делают маркетологи Audi. Еще а октябре 2008 г. глава компании Руперт Штадлер, находясь с визитом в Москве, заявил: «Возраст каждой модели из Ингольштадта не превышает трех лет — в сравнении с конкурентами у нас самый «свежий» модельный ряд. Пожалуй, это и есть наиболее полный ответ на запросы современного покупателя».
А что будет определять запросы автолюбителей в обозримом будущем? Большинство аналитиков едины в определении ключевых факторов влияния на вкусы потребителей. Во-первых, рост покупательской способности, которая в основном определяется подушевым ВВП и является отличным зеркалом потребительских настроений. Так, сценарий «прерванного роста», разработанный специалистами консалтинговой компании The Boston Consulting Group еще в начале 2009-го, предусматривал снижение ежегодного роста валового продукта до 2-3%. Примерно в такой же зависимости падал спрос на новые авто. К слову, прогноз оказался максимально приближенным к действительности: по показателю проданных в 2012-м легковушек он не «дотянул» лишь 2% до фактических цифр.
Другой момент – количество выданных автокредитов. В докризисные времена каждый второй автомобиль в стране приобретался на заемные деньги. «Сейчас на долю кредитов от общего объема продаж приходится около трети, а к концу года их размер сократится еще больше», - прогнозируют экономисты консультационной организации Ernst & Young. Причинами названы ухудшение макроэкономических показателей и высокие процентные ставки банков (в среднем по рынку – 15%). СС‚оит добавить, что кредитные выплаты в нашей стране, наряду со страховыми затратами и расходами на топливо, делают стоимость владения машиной одной из самых дорогих в мире. Крупнейшие авторынки США и Великобритании - позади нас по этому показателю.
Наконец, выплаты при импорте автомобиля. В последние годы их размер, мягко говоря, часто пересматривается. А, ведь, именно этот аспект, как отмечают специалисты финансовой группы Societe Generale, напрямую влияет на рост ценников автомобилей.
И, что особенно любопытно, в свете недавних нововведений отечественных таможенников этот пересмотр повлияет на настроения всех автопроизводителей. Включая отечественных, чья продукция никоим образом не связана с пересечением государственных границ. Учитывая, что уже сейчас в России выпускается свыше 68% от общего числа реализуемых авто, такие новости затронут интересы большинства желающих приобрести машину. А, значит, дискуссия по этому вопросу обещает быть жаркой.
Павел Ганин