На днях в СМИ появились сообщения о том, что ВАЗ готовит к производству полноприводную версию модели Калина (2192/94). Информация была «вырезана» из интервью Игоря Комарова порталу Волга Ньюс, в котором президент АвтоВАЗа сказал буквально следующее: «Разработки полноприводной Lada Kalina у нас есть, но появление такого продукта полностью зависит от потребителей. Если будет достаточный спрос и проект будет окупаемым, то почему бы и нет?»
Заметим, Комаров выразился достаточно обтекаемо: «разработки есть». Как минимум, это означает, что разработок более одной и ВАЗ, дескать, сейчас выбирает наиболее подходящую для рынка. Но что есть «разработка» и в каком конкретно виде Калина 4х4 может дойти до конвейера, Игорь Анатольевич не сказал. Мы связались со своими источниками на ВАЗе и прояснили ситуацию.
В первую очередь нужно сказать, что информация, которой владеет Комаров, немного устарела: полноприводную Калину всерьёз пытались сделать ещё в старом кузове, 4-5 лет тому назад, но далее экспериментов дело не пошло. По отношению к Калине-2 такой работы в плане завода НЕТ. Это просто одна из идей, время от времени высказываемых вслух, но всем понятно, что объём переделок базовой машины будет таким, что Калина 4х4 покупателя своего не найдёт и не окупит даже затраты на инжиниринг. Кроме инертности кузовного производства играет роль и отсутствие в номенклатуре ВАЗа серийных агрегатов для полного привода — межосевой муфты, прежде всего. Если карданы и оригинальные элементы задней подвески ещё можно сделать самостоятельно (хотя это тоже не окупится при тираже в несколько тысяч штук), то муфту или, не дай бог, дифференциал с раздаточной коробкой придётся покупать на стороне. При ограниченном объёме закупок цена на агрегаты будет очень высокой, что, опять же, не добавит Калине 4х4 конкурентоспособности.
Более вероятен другой путь: сделать на базе Калины эрзац-кроссовер, с увеличенным клиренсом (на 30-40 мм) и пластиковым обвесом. В этом случае объём переделок получается небольшим, и машину можно будет даже производить на основном конвейере. Хотя, если решение будет принято, то первые партии всё равно сделают в ОПП, чтобы обкатать технологию и «провентилировать» спрос. Именно такая машина, по словам директора проектов Калина/Гранта Олега Груненкова, имеет наибольшие шансы на внедрение.
Цена «полувнедорожной» Калины увеличится на 7-15 процентов от базовой версии, в зависимости от комплектации и модификации. Собственно, модификации может быть три: базовая (просто с увеличенным клиренсом), она же, но с обвесом, и топ-версия — с межколёсным самоблокирующимся дифференциалом, выводящим Калину в сегмент, где безраздельно властвует Citroen Berlingo Trek. Главная техническая проблема — подобрать подходящие приводы колёс: штатные ШРУСС‹ уже не смогут обеспечить нужный ход колеса и придётся переходить на шарниры типа Трипод AAR.
В нынешнем году Калина-кроссовер совершенно точно не увидит свет, даже если ежедневно перед зданием дирекции АвтоВАЗа будут проходить митинги в её поддержку. Работа находится на столь начальной стадии, что за 6-7 месяцев сделать её нереально. Реально — до середины 2014 года. И, конечно, только в случае решения «сверху», ведь это требует дополнительного финансирования и корректировки утверждённой продуктовой программы до 2020 года. Что в свете грядущего закрытия сделки по покупке АвтоВАЗа французами и неизбежных при этом перестановок в высшем руководстве завода, выглядит маловероятным.
Не до того.