Со следующей недели Департамент транспорта Москвы и ГИБДД начнут эксперимент, слухи о котором ходили еще прошлым летом – выделенную полосу на проспекте Андропова «откроют» для мотоциклистов и скутеристов. Если чиновники придут к выводу, что двухколесная техника не стесняет движение общественного транспорта, ей позволят ездить по всем городским выделенным полосам, как это сделано в некоторых европейских странах. В Союзе мотоциклистов России считают, что это поможет снизить аварийность, так как летом на мототехнику пересаживаются не только байкеры, но и уставшие от пробок автомобилисты, не имеющие должного опыта и подготовки.
Отметим, что нынешняя весна вообще богата на законодательные инициативы, касающиеся двухколесных участников дорожного движения – например, из «касты неприкосновенных» выпали скутеристы, которых через полгода обяжут получить права и зарегистрировать свой транспорт; кроме того – мотоциклетную категорию «А» разделили на две («А1» – легкие мотоциклы до 125 «кубов», управлять которыми можно с 16 лет), автоинспекция также планирует обязать мотоциклистов ездить в шлемах. Об этих законодательных переменах и вечном противостоянии автомобилистов и байкеров Autonews.ru рассказал президент мотоклуба Hammerheads MCC Александр Ромашов.
- Александр, добрый день! Как вы оцениваете последние законодательные нововведения?
- Что касается прав на скутер, то это давно уже нужно было сделать. Надеюсь, что теперь скутеристы приобретут хоть какую-то начальную подготовку, а введение возрастного ограничения уберет с дороги совсем уж неадекватных подростков. Вполне логично также выглядит разделение категории «А» на две. Возможно, не стоило так жестко ограничивать кубатуру – 125, по моему мнению, можно было разрешить и 250 «кубов».
Дополнительно я бы предложил ввести дифференциацию мотоциклов по мощности в самой категории «А», так как сегодня абсолютный новичок, при наличии денег, может купить себе сразу литровый байк, что неправильно. Возможно, стоило бы считать даже не по «кубикам», а по лошадиным силам – так как чопперы, например, обладают большим объемом двигателя, чем спортбайки, но проигрывают им по «лошадям».
Но вообще, вместо того, чтобы выдумывать новые ограничения и повышать транспортный налог, властям города стоило бы задуматься о поддержке и развитии мототранспорта, это хорошее решение транспортного вопроса на сезон, то есть, на полгода.
- Так налог на мотоциклы не очень большой?
- Последний раз я заплатил 4000 рублей, что сравнимо со средним автомобилем. И тот мотоцикл 1998 г. выпуска нельзя назвать каким-то роскошным. При этом он потребляет меньше бензина, чем автомобиль (а, значит, наносит меньше ущерба экологии), занимает гораздо меньше месте на дороге и куда меньше воздействует на асфальт, чем автомобиль.
- Какие законопроекты вообще затрагивают мотоциклистов? Агрессивная езда, что-то еще?
- Агрессивная езда – просто готовящаяся кормушка для инспекторов, так как объективных критериев оценки не существует. Другие законопроекты как-то не особо затрагивают, зато напрягают постоянно циркулирующие слухи о том, что обяжут повесить второй номер спереди. И не потому, что так уж хочется ездить без номера, просто на большинство мотоциклов – например, абсолютно на все спортбайки - второй номер вешать попросту некуда.
- Ну да, и штрафы за быструю езду не приходят…
- Это, кстати, миф, что мотоциклистов не штрафуют камеры. Приходят квитанции, причем даже из других городов. Другое дело, что пока не все камеры это умеют, а только те, которые фотографируют задний номер.
- Известно, что автомобилисты с мотоциклистами живут как собака с кошкой. А почему человек вообще приобретает мотоцикл - не самое комфортное в нашем климате и довольно опасное транспортное средство?
- Есть два типа мотоциклистов. Для одних, скажем так, это просто удобное средство передвижения на лето – от работы до дома. Его гораздо легче припарковать, особенно когда едешь в центр. Не нужно стоять в пробках и так далее. Такие люди, кстати, чаще выбирают даже не мотоцикл, а скутер. Но для других мотоцикл нечто большее – стиль жизни.
- Бытует мнение, что такие вот «настоящие мотоциклисты» живут от аварии к аварии, это верно?
- Да нет, многие лет по десять и дольше ездят без всяких аварий, другое дело, что нужно быть к этому морально готовым: никогда не ездить без защиты и, главное, не гонять по городу с таким чувством, будто бы ты король трассы или гоночного трека.
- Кто чаще виноват в аварии с мотоциклом – сам мотоциклист или автомобилист?
- Могу по своему опыту судить, что чаще виноваты водители автомобилей – банально не смотрят по зеркалам, не замечают мотоциклов в силу их небольших габаритов. Но обвиняют в аварии всегда мотоциклистов. Когда меня сбили, первое, что сказали полицейские: «Ты виноват, так как наверняка летел под 200». А какие там 200, на том мотоцикле и 160 с трудом получалось выжать.
- Какова наиболее распространенная схема аварии?
- Чаще всего машина сбивает мотоцикл при развороте в неположенном месте, перестраиваясь без указателей поворота или выезжая с придворовой территории, не убедившись в том, что полоса свободна.
- В ГИБДД мне сказали, что вина практически всегда обоюдная: мотоциклист едет между рядами, а водитель не включает поворотник…
- Езда в междурядье не является нарушением ПДД. Несколько лет назад был официальный запрос на эту тему, если в полосе помещаются два транспортных средства, то все в порядке. Мотоциклисты, в общем-то, и не ездят между рядами – разве что в глухой пробке. Мотоциклисты движутся постоянными перестроениями из полосы в полосу. Между рядами нанесена разметка, она банально скользкая.
- Но все-таки остается превышение скорости.
- Да, но опыт показывает, что мотоциклистам безопаснее двигаться быстрее потока. Не в разы, конечно, но процентов на 20 быстрее. Дело в том, что мотоциклист посредине полосы, закрытый спереди и сзади машинами, создает у приближающихся сзади водителей иллюзию «окна», куда можно перестроиться. Поэтому мотоциклистам действительно лучше ехать быстро и с частыми перестроениями – тогда они гораздо заметнее на дороге, их фары постоянно видны в зеркалах.
- Представим себе, что все вокруг увешали камерами, которые могут штрафовать мотоциклистов – и вот уже совсем нельзя превышать и играть в «шашки». Что тогда произойдет с мотодвижением?
- Ну, какая-то часть мотоциклистов перестанет ездить. Останутся платежеспособные, которые смогут позволить себе оплачивать штрафы и те, для кого это больше, чем езда на мотоцикле – символ жизни. Думаю, что последние снимут все номера - и начнутся погони, в том и числе по тротуарам и так далее.
- Кстати, а как вы относитесь к мотополкам ГИБДД? Туда ведь набирают мотоциклистов.
- Двояко. С одной стороны, они вроде как наши, с другой - ловят нас. Впрочем, не нужно думать, что мотоциклист - обязательно нарушитель. Я, например, останавливаюсь по требованию инспектора - страховка, документы на мотоцикл у меня в порядке. То же самое могу сказать о своих знакомых. Хотя, конечно, бывают случаи, что не тормозишь - например, чтобы не создавать аварийной ситуации.
- И пытаются догнать? В ГИБДД утверждают, что от сотрудников, прошедших спецподготовку, тем более – на новых мотоциклах BMW, уйти практически невозможно.
- Ну, это скорее похвальба. Тем более что полицейские BMW - не самые мощные мотоциклы, которые можно купить. Они уступают многим спортбайкам. Так что оторваться можно.
По информации: AutoNews