Ноль или не ноль – вопрос, волнующий каждого российского водителя, будет решен в течение ближайших недель, когда состоится второе чтение «антиалкогольного» законопроекта председателя комитета Госдумы по безопасности Ирины Яровой. Однако в чью сторону склонится чаша весов, по-прежнему, остается только гадать. Такая неопределенность накануне принятия решения удивительно диссонирует со всем политическим укладом, тем более что раскол по промилле произошел внутри властного монолита – «Единой России».
По словам зампреда комитета Государственной думы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслава Лысакова, самого известного защитника допустимой нормы алкоголя в крови водителей, его поправку, вводящую 0,2 промилле, поддержало уже более 50 «единороссов». Autonews.ru обратился к представителю противоположного лагеря – члену фракции «Единая Россия» Александру Хинштейну, чтобы прояснить позицию защитников «абсолютного ноля».
- Александр Евсеевич, аргументы сторонников отмены ноля промилле хорошо известны. Некоторые из них - такие как хлебный, банановый или эндогенный алкоголь кажутся довольно спекулятивными. Но при этом ясно, что водитель, лишенный прав за сотые доли промилле, наказан, по сути, ни за что. Ведь он же не был пьян. Для чего тогда нужна такая строгая норма – 0 промилле?
- По нашему мнению, показатели в 0,1-0,2 промилле свидетельствуют о том, что водитель бурно провел вчерашний вечер. И даже если он не пил прямо перед поездкой, то все равно этот остаточный алкоголь способен замедлить его реакцию и повлиять на манеру езды. Поэтому мы и считаем, что 0 должен соблюдаться без всяких оговорок.
- То есть, ноль промилле для вас это не декларация «сухого закона», а достижимая, рабочая норма?
- Абсолютно. Ведь если правы наши оппоненты, рассуждающие о неизбежных погрешностях и так дале, то таким образом тогда представители сложных профессий умудряются десятилетиями соблюдать ее?
- Кто, например?
- Летчики, шахтеры, металлурги и водители частных транспортных компаний. И заметьте – это не какая-то элитная часть общества. Это обычные люди, которые живут обычной жизнью и сталкиваются с теми же проблемами, что и все. И при этом каждый рабочий день они обязаны быть трезвыми на ноль промилле.
- Однако медики, участвовавшие в рейде ГИБДД, заявляли, что ноль промилле у них не действует. Мол, погрешность алкометра не позволяет определять алкоголь в выдыхаемом воздухе менее 0,1 промилле. И даже документацию прибора показывали: плюс-минус 0,05 мг/л. Приборы, конечно, разные. Но, может, стоит все-таки законодательно прописать единую погрешность – 0,1 промилле?
- Надо проконсультироваться со специалистами. Это такой узкий технический момент. Однако я не вижу препятствий, чтобы обсудить это предложение. Но необходимо понимать, что вводя 0,1 промилле мы, фактически, легализуем 0,2 - так как погрешность считается в обе стороны. Получается опять бесконечное бегство за горизонт.
- Недавно разгорелся скандал: выяснилось, что для водителей, доставленных в больницу без сознания, действует старая минздравовская норма определения опьянения – 0,5 промилле. А для водителей, находящихся в сознании – 0. Получается странно: не головой же об руль биться после аварии, чтобы получить преференцию по промилле. Как вы думаете, нужно привести обе нормы к единому знаменателю?
- Не знаю, честно говоря. Не изучал вопрос в такой плоскости.
- Ноль промилле – жесткая норма, а наказание грозит вплоть до уголовного. Не кажется ли вам, что водители оказываются совершенно беззащитными перед сотрудниками ГИБДД? Многие боятся подкрученных алкометров, ваток со спиртом и так далее.
- Чтобы защитить водителя от возможных подстав, предусмотрено несколько механизмов – во-первых, приборы сертифицируются, пломбируются и так далее. Во-вторых, мы предлагаем обязательно видеофиксировать момент освидетельствования. Ну и, наконец, мы хотим дать автомобилисту право – предложить сотруднику полиции самому пройти тест на том же алкотестере.
- И что будет, если инспектор окажется пьян?
- Его отстранят, конечно. Но вообще, я думаю, до этого не дойдет – очевидно, если инспектор сам выдаст промилле, то он просто отпустит водителя, не будет составлять на него протокол. Какой ему интерес? Отмечу, что ГИБДД пока крайне неоднозначно относится к нашей инициативе.
- А что, если инспектор откажется дуть в подкрученный алкометр? Будет ли это приравнено к отказу от прохождения освидетельствования?
- Нет, но это станет дополнительным аргументом для водителя в суде. ССѓдья примет во внимание этот факт, ведь если прибор в порядке, зачем тогда отказываться?