Депутаты Госдумы намерены радикально ужесточить наказание за угон автомобилей, приравняв хищения машин к категории тяжких преступлений. Если соответствующие поправки в законодательство будут приняты, автоворы не смогут больше отделываться штрафом или условным сроком, а максимальное наказание для них повысят с нынешних пяти лет лишения свободы до пятнадцати.
Парламентарии предлагают исключить сам термин «угон» из Уголовного кодекса и судить угонщиков по статьям кражи, разбоя, грабежа и хищения. По мнению законодателей, в нынешнем виде статья 166 УК РФ (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения) априори предполагает, что машины угоняют только чтобы на них проехаться. А это позволяет злоумышленникам отделываться условными сроками: по экспертным оценкам, больше половины судебных разбирательств по делам об угонах заканчивается именно такими приговорами.
«Эта статья в УК появилась в 1965 году, и тогда было совсем другое время: тогда было так мало машин, что действительно могли угонять, чтобы просто поездить и бросить. А сейчас это отлаженный многомиллиардный криминальный бизнес: машины почти всегда угоняют с корыстной целью. Нередко для этого специально привлекают молодежь или подростков, которые знают, что, угоняя машину, они почти ничем не рискуют», — цитирует «Газета.Ru» одного из авторов законопроекта, зампреда думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслава Лысакова.
Достаточно, как предлагают законодатели, исключить из 166-й статьи фразу «без цели хищения», и угон будет приравниваться к краже. Ответственность ужесточат в разы – лишение свободы от 5 до 15 лет в зависимости от деяния: было ли применено насилие, угроза, совершено ли преступление группой лиц. Просто так отболтаться от чужого руля совершенно точно будет уже невозможно.
Насколько оправданы эти меры? Помогут ли они снизить количество угонов и повысить уровень раскрываемости подобных преступлений?
«Прежде всего, они позволят исключить такое понятие, как безнаказанность угонов, — уверен адвокат межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько. — Сегодня завладение автомобилем относится к категории нетяжких или средней тяжести преступления, а потому при многих обстоятельствах наказывается лишь условным сроком. То есть любой угонщик, который сел за руль машины даже с корыстной целью, в случае задержания, разумеется, будет утверждать, что он ничего плохого не замышлял, хотел вот только покататься. В этом случае его действия квалифицируются по части первой – «завладение автомобиля без цели хищения», он получает условный срок и, выходя из зала суда, говорит спасибо нашему гуманному государству. Но даже если он берет автомобиль просто покататься, ведь это, по сути, равносильно тому, что он зашел в чужую квартиру и взял чужой телевизор, просто посмотреть. Если его при этом задержали, он же будет нести ответственность за кражу. А с автомобилями почему-то сделали исключение. Вот чтобы у потенциальных угонщиков не было такого соблазна и в сознании закрепилось, что данное правонарушение является посягательством на чужое имущества, т.е. кражей, для этого именно и ужесточается наказание.
«СП»: — А почему такие большие сроки – от 5 до 15 лет?
- Потому что ужесточается наказание не только за первые случаи завладения автомобилем, но и за совершение этого с применением насилия, с угрозой применения насилия или организованной группой. И в принципе здесь наказание будет даже более строгое, чем, если бы квалифицировались эти действия по статьям за кражу, хищение или разбой. Связно это с тем, что многие преступные группировки, которые занимаются этим профессионально, на дороге представляют реальную угрозу для других участников движения. Потому что угонщик, пытаясь скрыться, готов пойти на любые нарушения – нарушить скоростной режим, выехать на встречку, проехать на красный сигнал светофора и т.д.
«СП»: — Ужесточение законодательства, как вы думаете, повысит раскрываемость угонов?
- Повысит, скорей, не раскрываемость, снизит само количество подобных преступлений. Потому что прежде чем пойти на нарушение закона угонщик, я уверен, сто раз подумает. А ведь сейчас они зачастую используют даже несовершеннолетних – они за это вообще наказания не несут. Правда, эта проблема и теперь не устраняется, но привлечь такое количество несовершеннолетних уже будет проблематично. Зато теперь угонщик, который будет садиться за руль, будет понимать, что минимальное наказание, которое его ждет, – это пять лет лишения свободы. Конечно, если кто-то по пьяному делу, что называется, угнал старый «Запорожец», чтобы покататься, то суд может назначить и минимальное наказание.
«СП»: — Значит, подход все равно будет индивидуальный?
- Да. То есть, никто не лишает суд права выносить приговор с учетом всех конкретных обстоятельств каждого дела. Если будет доказано, что никто не хотел машину похищать, разбивать, а просто взяли покататься…- хотя это тоже с целью завладения, — в этом случае наказание просто может быть менее суровым.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин к корректировке законодательства относится отрицательно.
- В Уголовном кодексе у нас сейчас есть такое понятие – «угон». Это взял машину десятиклассник, показал своей подружке, что он может управлять, что он крутой, покатался… и в соседнем дворе бросил. Хозяин нашелся через пять минут — машину себе вернул. Вот это называется угон. И у нас есть понятие кража. Когда машину похитили для того, чтобы ее продать и получить за нее деньги. То есть, с целью наживы. Понимаете, что цели при этом совершенно разные: у угонщика, и у тех, кто машину похитил. Если мальчишка покатался, повыпендривался перед девчонкой, …ну, наверное, за это стоит его отшлепать. А если человек украл машину, продал ее, положил деньги в карман, его за это стоит расстрелять. Так вот, теперь у нас, оказывается, наказания для всех будут одинаковые, и пострадают, в первую очередь, детишки, к сожалению, которые иногда перед своими девочками готовы вот так выпендриваться на чужой машине.
«СП»: — Но к десятому классу он же должен знать, что чужое брать нельзя…
- Да, это неправильно залезать в чужую машину, но наказание должно быть соответствующее, адекватное. А будет, видимо, неадекватное. И все это происходит исключительно из-за того, что наши органы внутренних дел не умеют доказывать, что это было? Это был угон – покатался и бросил, или это было хищение – украл, чтобы продать. Конечно, каждый пойманный за чужим рулем, скажет, что просто решил покататься, потом бросил бы за углом. Не могут доказать полицейские, что это был умысел именно на хищение, так это проблема полицейских, что они не умеют доказывать. Это их профессиональная беспомощность, отсутствие умений и опыта. А теперь они говорят: а пусть все будет хищение, никаких вам угонов, нам будет проще доказывать. Вот сел в машину – все…значит, с целью продажи.
«СП»: — Новый законопроект облегчит работу полиции?
- Это делается исключительно для упрощения работы следственных органов, потому что они не умеют доказывать, была ли цель наживы. Поэтому все будет просто: раз сел за руль – получил сразу пять лет.
«СП»: — А раскрываемость повысится?
- Да нет, конечно, она вообще была у нас крайне низкой всегда. Если находят 10-12 % похищенных машин, так о чем можно говорить. Значит, 90 % машин к хозяевам никогда не возвращаются.
Из досье «СП»
В 2012 году, по экспертным оценкам, количество угонов в России выросло на 14 % по сравнению с прошлым годом. Больше половины подобных преступлений совершается в Москве и Санкт-Петербурге. В среднем за сутки в столице угоняют 45-50 автомобилей. Самые популярные у угонщиков машины – японские модели средней стоимости. Чаще других угоняют автомобили Mazda, Toyota и Mitsubishi.