Каким бы Вы не были профессоналом за рулём, ДТП с вашим участием когда-нибудь обязательно случится... Сколько бы вы ни соблюдали Правила, всегда найдется еблан, который вылезет на встречку или проедет на красный. Именно поэтому нужно знать, как свести вероятность тяжелых травм к минимуму.
Кто чаще страдает в ДТП?
СС‚атистика говорит, что, вопреки распространенному мнению, в ДТП чаще гибнут пешеходы (40%), на втором месте - водители транспортных средств (33%), на третьем - пассажиры (27%). Причем для пассажиров тоже есть разница, где сидеть. Не зря бытует выражение: "Место смертника" - рядом с водителем. Причина, видимо, в том, что перед столкновением водитель подсознательно выводит себя из-под удара, и удар приходится ... правильно, в переднего пассажира. Безопаснее всего ездить на заднем сидении, особенно за водителем. Лично я в такси всегда сажусь на заднее сидение, чем очень напрягаю таксистов. Но что поделаешь - здоровье дороже.
Про ремни безопасности
Без использования ремней смерть возможна при скорости 20 км/ч, с ремнями этот порог повышается до 95 км/ч.
Есть распространенное заблуждение, что ремни опасны, т.к. при ДТП можно сломать ключицу. Ерунда. За последние 15 лет не слышал ни об одном случае. Единственное, что может случиться - разрыв ключично-акромиальной связки. Но это не страшно: неполный разрыв заживает за 3 недели, при полном грозит несложная амбулаторная операция.
Большинство людей думает, что заменить ремни безопасности можно, уперевшись руками в приборную панель, а ногами - в пол. Как они заблуждаются! Этот способ подходит только в том случае, если столкновение происходит на скорости 10-20 км/ч. Даже уперевшись руками и ногами, человек массой 75 кг может выдержать усилие только 300-400 кгс. А при столкновении на скорости 50 км/ч его тело давит на ремень с силой 3 т. Вы гигантский муравей? Можете поднять вес, в 40 раз превышающий вес своего тела? Нет? Тогда пристегнитесь!
Те люди, которые упираются руками и ногами, ломают их, а затем всё равно повреждают голову. Поэтому советую: перед столкновением займите правильное положение - как можно сильней отклонитесь назад и прижмитесь к спинке сиденья, ногами не упирайтесь в пол. Руками ни во что не упирайтесь, руки нужны для того, чтобы защитить голову. Расслабьтесь и притворитесь мешком с опилками. Именно так делают пьяные, и именно поэтому они чаще выживают в ДТП.
Про подголовники
Сейчас появилась опасная тенденция: с целью удешевления на "бедные комплектации" автомобилей не ставят задние подголовники. А ведь подголовники нужны не для того, чтобы во время движения откинуть на них голову и расслабиться. Подголовники нужны для того, чтобы при наезде сзади вы не сломали себе шею. Компрессионный перелом шейных позвонков - травма очень неприятная. В перспективе можно превратиться в "говорящую голову". Поэтому, если вам попалась такая машина, первым делом нужно бежать и покупать подголовники, благо стоят они недорого.
Про подушки безопасности
Можно воткнуть на автомобиль сколько угодно подушек безопасности - это не панацея. Подушки эффективны только вместе с ремнями безопасности. Ремни безопасности удерживают и направляют водителя и пассажиров, чтобы они начали перемещаться не раньше 30 мс после столкновения и не попали мимо подушки. Поэтому непристегнутым людям подушка не поможет. Они или не попадут в нее, или попадут не в мягкую сдувающуюся подушку, а в туго надутую. Ощущения не из приятных: сравнимо с ударом боксера-тяжеловеса.
И даже в этом случае главное - грамотная прокладка между рулём и сиденьем - водитель. При лобовом столкновении на скорости 150 км/ч даже 30 подушек безопасности не помогут. Поэтому в последнее время всё чаще встречается редкая в прошлом разновидность черепно-мозговой травмы: диффузное аксональное повреждение головного мозга.
На теле ни царапинки, а мозг умер. У нас в области в год такую травму получают несколько десятков человек и лежат потом в реанимациях по 2-3 месяца. Я не припомню ни одного выжившего.
И вообще, садиться следует трезвым, в здоровом состоянии, отдохнувшими и спокойными. От этого зависит поведение на дороге, качество принятия решений и скорость реакции.