Chevrolet Corvette первых годов выпуска
Да-да, американский спорткар-идол Chevrolet Corvette начал свою карьеру не просто плохо – поначалу он продавался настолько ужасно, насколько это вообще было возможно. В 1953 году, когда машина вышла на рынок, было произведено всего 300 штук, а покупателей нашли только 183 автомобиля. Фиаско!
В чем причина? Chevrolet Corvette изначально задумывался как американская альтернатива дорогим европейским родстерам, вроде Jaguar или MG. Его постарались сделать максимально легким: кузов из стеклопластика, передняя подвеска – пружинная на двух поперечных рычагах. Он действительно неплохо управлялся, но вот силовой агрегат…
Шестицилиндровый двигатель Blue Flame мощностью 150 лошадиных сил сам по себе был вполне адекватной парой для новой машины, а вот двухдиапазонный «автомат» оказался настоящим саботажником и превращал Corvette в настоящего «овоща». Совсем легкий автомобиль тратил на разгон с места до 100 километров в час невыносимые 11,2 секунды. Кроме того, эта машина получилась дороже, чем Jaguar. В общем, в очередь за ней не становились.
Успех к «Корвету» пришел только в конце пятидесятых, когда на него решили устанавливать действительно мощные моторы V8 мощностью под 300 лошадиных сил (а потом и мощнее), механические коробки передач и более адекватные «автоматы». В результате Chevrolet стал продавать сначала по 10, а потом по 20 и по 50 с лишним тысяч автомобилей в год.
Bricklin SV-1
Проект был задуман американским миллионером Малькольмом Бриклином, который в свое время вывел на рынок США марку Subaru. В середине семидесятых производство автомобиля под его именем наладили в Канаде, и планы у богача были наполеоновские.
Автомобиль позиционировался как невероятно безопасный – даже его название SV-1 означало Safety Vehicle 1. Бамперы выдерживали удар на скорости 8 километров в час без каких-либо последствий, а в силовую структуру машины был интегрирован трубчатый каркас безопасности.
Двери типа «крыло чайки» оснащались электроприводом, но для того, чтобы открыть или закрыть их, приходилось ждать по 10 секунд. Кузовные панели автомобиля изготавливались из специального не царапающегося пластика, как мебель в детских садах. С ним, правда, тоже была проблема – если владелец надолго оставлял SV-1 летом под палящим солнцем, то его кузов покрывался «прыщами». Но это еще что – главной оказалась беда с надежностью: электроприводы дверей постоянно ломались, а моторы перегревались.
Зато Bricklin SV-1 был действительно безопасным: все это «безопасное» хозяйство весило столько, что задушенные экологическими нормами моторы (рядная «шестерка» AMC или V8 от Ford) просто не могли разогнать автомобиль даже до мало-мальски опасных скоростей. В итоге было сделано меньше 3000 машин и все себе в убыток. При себестоимости каждого автомобиля в 16 тысяч долларов, они отгружались дилерам всего за 5 тысяч.
Pontiac Fiero, 1984-1988 годы
Маленький заднеприводный автомобиль с центральномоторной компоновкой, пространственной рамой и легким пластиковым кузовом, да еще и «за недорого» – звучит заманчиво! Собственно, этот автомобиль смог заманить достаточно много клиентов своим дизайном, невысокой ценой и сносными характеристиками. А потом эти автомобили сгорели.
Мир запомнил Fiero, как толком не едущий, ломающийся кусок пластика на колесах. У машины были проблемы с надежностью большинства узлов, а главная – с моторами. Даже при обычной городской езде они не просто грелись – они загорались. Причем некоторые происшествия повлекли за собой гибель людей. Концерн General Motors долго скрывал проблему, но она все же вылезла наружу после расследования, проведенного правительственной организацией NHTSA. В итоге, под отзыв по «моторным» проблемам попали все Fiero абсолютно всех годов выпуска.
Между тем, у покупателей были претензии и к ходовыми качествам этой модели. Во-первых, комбинация пространственной рамы и пластикового кузова давала экономию в производстве, но не выгоду в массе – Fiero весил даже больше конкурентов. Базовый четырехцилиндровый мотор объемом 2,5 литра развивал всего 92 лошадиные силы, и Fiero с ним откровенно «не ехал» – сотню с места машина набирала за 11,3 секунды. Это было даже медленнее, чем дешевый хэтч Honda CRX.
Не отличался Fiero и образцовой управляемостью – задняя подвеска изначально была позаимствована у дешевых моделей General Motors, а ее полноценный «апгрейд» случился только под самый конец производства. Который, правда, наступил очень скоро.
Fiero продержался на конвейере всего пять лет. К концу его жизни как раз закончилась разработка нового мощного четырехцилиндрового мотора (190 сил), появились долгожданный гидроусилитель руля, новая подвеска и тормоза. Но к 1987 году на каждом проданном Fiero марка Pontiac теряла по 2000 долларов из-за издержек, связанных с гарантийными обязательствами. Да и сами продажи к этому моменту упали более, чем вдвое.
Тем не менее, в Америке у Fiero до сих пор достаточно большой круг «сектантов», которые каждый день переписывают о нем статью в Википедии, рассказывая всем, какая это хорошая машина. Фанаты Apple на их фоне – просто дети!
DeLorean DMC-12, 1981-1982 годы
Автомобильный гуру Джон Делориан – тот самый, который придумал масл-кары, – после ухода из General Motors решил создать собственную марку спортивных автомобилей. И с треском провалился.
Дизайн кузова разрабатывал Джорджетто Джуджаро собственной персоной. Автомобиль получился очень красивым: среди его отличительных особенностей были двери типа «крыло чайки» и кузов из неокрашенной нержавеющей стали. Машина вышла дьявольски привлекательной!
Вот только DMC-12 с кузовом из «нержавейки» получился очень тяжелым. Настолько, что мощности 150-сильного двигателя V6 объемом 2,8 литра для нее было недостаточно. Изначально Делориан планировал поставить в автомобиль 200-сильный роторно-поршневой двигатель Ванкеля производства Citroen/NSU, но что-то не сложилось. Пришлось взять, что было, и забыть о выдающейся динамике.
Кроме того, V-образный мотор располагался слишком высоко, и это превращало процесс управления автомобилем в ходьбу по канату без страховки: по умению внезапно свалиться в резкий занос DMC-12 «уделывал» даже Porsche 911 тех лет.
По первоначальным планам, новый DMC-12 должен был стоять в салонах с соблазнительном ценником в 12 тысяч долларов (отсюда, говорят, и цифры в названии модели), но на деле он продавался аж за 25 тысяч. Вдобавок, Делориан вляпался в скандал вокруг торговли кокаином. И пусть его в конце концов признали невиновным, время и репутацию было не вернуть – производство пришлось сворачивать. За пару лет было собрано всего восемь с половиной тысяч машин.
Тем не менее, отличный дизайн и успех фильма «Назад в будущее», в котором DMC-12 переиграл Майкла Джей Фокса и Кристофера Ллойда, обеспечили плохому в общем-то автомобилю культовый статус: недавно было налажено производство абсолютно новеньких DMC-12 в Техасе. Правда, очень небольшими сериями – примерно 20 машин в год.
Ferrari Mondial 8, 1980 год
Ferrari Mondial 8 появилась в 1980 году и закрыла нишу «дешевых» суперкаров, освободившуюся после прекращения производства семейства Dino. Модель должна была стать самой доступной Ferrari в модельном ряду компании.
Кроме того, Mondial 8 имела четыре сиденья и потому считалась одной из самых практичных «Феррари». Однако проблема оказалась в том, что этот автомобиль стал еще и одним из самых некрасивых. В отличие от сексуальных клиновидных «жеребцов» тех лет, Mondial 8 из-за слишком длинной крыши получила не самые удачные пропорции. Но и это лишь полбеды.
Если бы в мире проходил конкурс на самый ненадежный автомобиль, то Mondial 8 наверняка попал бы в тройку призеров. Электроника была отвратительной: она не работала и горела. Остальные узлы тоже не могли похвастать надежностью. А сервис Ferrari, сами понимаете, был настоящим разорением.
Все это можно было бы простить за сумасшедшие характеристики, но не было и их. Mondial 8 оснащалась не ахти каким мощным (по меркам Ferrari) 214-сильным двигателем V8, ведущим свою историю еще с модели Dino 308 GT4 1973 года. Поэтому с места до сотни машина доползала за непозволительные для Ferrari 9,5 секунды. Да даже Volkswagen Golf GTI тех времен имел схожую динамику! Поэтому в своих обзорах Mondial 8 автомобильные журналисты в основном соревновались друг с другом в злословии.
Закономерный итог: Mondial 8 стала самой непопулярной Ferrari в модельном ряду. К чести компании, она приняла ряд срочных мер – подтянула качество, установила более мощные моторы, и спустя несколько лет Mondial стала и быстрее, и надежнее, и вообще, заметно лучше. Просто хуже-то уже нельзя было сделать.