менее недели прошло с очередного дня рождения легендарного автомобиля. 04 Декабря 1946 с конвейера сошёл первый легковой автомобиль «Москвич-400». Его появление изменило сам подход советской власти к автомобилям: если до этого в СССР легковой автомобиль рассматривался исключительно как служебный или представительский транспорт, то «Москвич» стал первой машиной, созданной специально для массового потребителя.
Буржуазным было и происхождение этого автомобиля — его прототипом был немецкий «Опель-Кадет К38», который понравился СС‚алину еще до войны. В 1940 году на показе в Кремле образцов зарубежных и перспективных отечественных легковых автомобилей вождю не понравился двухдверный «КИМ-10», который был спроектирован по модели компактного автомобиля «Форд Перфект».
Зато «Опель» его привлек: именно таким представлялся СС‚алину советский народный автомобиль.
В 1940 году началось малосерийное производство КИМ-10-50 (двухдверный седан) и КИМ-10-51 (двухдверный кабриолет, по иной терминологии — фаэтон).
Позднее был разработан КИМ-10-52 — вариант с кузовом «четырёхдверный седан», более практичный в советских условиях, который серийно не выпускался. Было выпущено всего около 450 экземпляров всех вариантов КИМ-10.
После победы в июле 1945 года по приказу СС‚алина из советской зоны оккупации Германии (слегка пиратским образом) были полностью вывезены в Москву оборудование и документация бранденбургского автозавода фирмы «Опель». Новое производство было открыто на Московском заводе малолитражных автомобилей (с 1968 года — Автомобильный завод им. Ленинского комсомола, АЗЛК).
Москвич-400 — советский легковой автомобиль малого класса, выпускавшийся на Заводе малолитражных автомобилей в Москве (ЗМА, впоследствии — МЗМА) с декабря 1946 по 1954 год.Изначально являлся полным аналогом автомобиля Opel Kadett K38, выпускавшегося в 1937—1940 годах в Германии на немецком филиале Opel американского концерна General Motors, воссозданным после войны на основе уцелевших экземпляров, документации и оснастки. Следует отметить, что часть документации, снятого с производства в 1940 году К38 отсутствовала и была восстановлена силами немецких инженеров. Ими-же были разработаны оснастки и проведена локализация производства.
Как модель «Кадетт» выпускался с ноября 1936 года (заводское обозначение модели — 11234). В конце 1937 года он был модернизирован — внешне это выразилось в появлении новой полукруглой маски радиатора вместо более ранней плоской и других мелких отличиях, после чего стал обозначаться «К38». Для тех лет это была довольно совершенная технически, долговечная и комфортабельная машина. ССѓществовали варианты с различными типами кузова: — двух- и четырёхдверный седаны (по оригинальной терминологии лимузины), двухдверный кабриолимузин.Одновременно с базовым К38 выпускались также его более дешёвый, упрощённый вариант — KJ38 (J — «Junior»), отличавшаяся главным образом зависимой передней подвеской, отдельной от кузова рамой, отсутствием заднего бампера и упрощённой отделкой, и Opel Olympia — более совершенная модель, с тем же кузовом (за исключением капота, который был аллигаторного типа, открывающийся вперёд — вместо открывавшегося набок у «Кадетта»), но оснащённая более современным верхнеклапанным (OHV) мотором рабочим объёмом 1488 см³ и мощностью 37 л.с.
Для выпуска в СССР был выбран Opel Kadett K38, причём в достаточно редком варианте — четырёхдверном и с независимой передней подвеской; в ряде источников указывается со ссылкой на Постановление ГКО в„– 9905 от 26 августа 1945 года «О постановке на производство на МЗМА автомобиля Опель-Кадет К-38 в его существующем виде», что выбор этой модификации был осуществлён лично Иосифом СС‚алиным, им же было внесён запрет на внесение каких либо изменений в конструкцию.
Следует также отметить, что на Западе производство «Кадета» возобновлено после войны не было, но выпускалась его более совершенная версия — Opel Olympia OL38. Таким образом, можно предположить, что на неё документация и оборудование всё же сохранились, либо также были частично воссозданы.Также, ещё до войны во Франции на основе моделей Kadett и Olympia, хотя и с существенно меньшим объёмом заимствования, был создан свой вариант автомобиля — Renault Juvaquatre, выпускавшаяся с перерывом в 1937—1960 годах.