Авария – сама по себе штука неприятная, а еще же она сопряжена с многочасовым томительным ожиданием инспекторов ГИБДД. Это ожидание доставляет проблем не только участникам ДТП, но и всему транспортному потоку, оказавшемуся в неожиданной пробке.
Для того, чтобы подобных ситуаций не возникало, существует схема «европротокола», позволяющая оформить ДТП без присутствия автоинспекторов при соблюдении ряда условий, главное из которых - незначительный ущерб. Этой схемой, однако, пользуется крайне невысокий процент водителей. В первую очередь, из опасений неверно оформить необходимые бумаги, чем может воспользоваться страховая и отказать в выплате, либо же ошибиться с оценкой ущерба.
Практическими советами о том, как пользоваться «европротоколом», с редакцией Autonews.ru поделились наши новые друзья - специалисты юридической компании:
«Знакома ли вам, уважаемый читатель, ситуация, когда затор на дороге упирается в итоге в две «стукнувшиеся» машины, перегородившие узкий съезд или перекресток? И ладно бы это была настоящая авария – с мятым железом и битым стеклом на асфальте, но ведь, протискиваясь мимо, вы видели лишь слегка затертую краску на бамперах «пострадавших». А может быть, вам и самим случалось вот так застопорить движение, и сидеть в машине, час за часом ожидая приезда ДПС, и чувствуя лучи недоброжелательства, посылаемые другими водителями? А ведь подобного томительного времяпрепровождения легко можно избежать – если овладеть процедурой «европротокола».
«Европротокол» - упрощенная схема урегулирования убытков, без участия представителей ГИБДД. Проще говоря: это законная возможность для автомобилистов договориться полюбовно, и разъехаться. «Протокол» действует в России с 2009 года - но только на бумаге, всего 4% водителей прибегают к нему. Почему? Причин хватает: от инерции водительского мышления до низкой суммы страховых выплат (всего 25 тыс. рублей). Мы же, однако, отринем сомнения, и попробуем им воспользоваться.
Итак, после того как, по выражению Остапа Бендера, «удар состоялся» - и знак аварийной остановки выставлен, настало время убедиться, что ваша авария соответствует критериям «Европротокола». То есть: пострадало только имущество (водители и пассажиры целы) и участвуют только два транспортных средства (здесь есть нюанс: наличие прицепа на любом из ТС лишает возможности оформиться самостоятельно).
Также придется на глазок прикинуть сумму ущерба. Если вы не уверены в своей оценке – или подозреваете, что вашей машине нанесены какие-то скрытые повреждения, лучше вызвать ГАИ - получив выплату по «Европротоколу», вы уже не вправе будете требовать со страховой компании дополнительных денег.
Если же ничто не вызывает сомнений - пришло время поближе познакомиться с «собратом по несчастью», попросив его предъявить полис ОСАГО. Внимательно изучите документ: сверьте марку транспортного средства, срок действия полиса; если машиной управляют по доверенности – убедитесь, что ФИО водителя есть в перечне лиц, допущенных к управлению.
Когда вы покончите с этим, останется выяснить главный вопрос – кто из вас виноват в случившемся? Очень важно, чтобы у вас не было расхождений не только в этом пункте, но и во всех обстоятельствах аварии. Учтите, что любое противоречие – перечень поврежденных деталей, схема ДТП и т.п. – которое страховщик обнаружит в ваших извещениях, даст ему повод к проведению независимой экспертизы, что приведет к затягиванию выплат.
Предположим, что вам удалось обо всем договориться. К полису ОСАГО прилагаются бланки извещения о дорожно-транспортном происшествии – оба водителя должны заполнить по такому. Необходимо нарисовать схему ДТП, изложить обстоятельства случившегося, перечислить видимые повреждения и указать их характер – к вашим услугам инструкция по заполнению на обороте. Каждое извещение подписывают оба водителя – но не спешите с этим, удостоверьтесь, что ваш «коллега» изложил все верно.
Теперь, окончательно став Потерпевшим и Виновником, вы должны уведомить страховщика о наступлении страхового случая. Сделать это нужно в течение 15 рабочих дней после ДТП, отослав извещение – любым способом, подтверждающим отправление.
После этого вам остается лишь держать пальцы крестиком в ожидании скорейших страховых выплат, а нам – пожелать читателям Autonews никогда не попадать в ДТП, даже самые легкие».