Наши цены на бензин не ругал разве что немой. А есть ли вообще некая «справедливая» стоимость топлива?
ДВА МИРА – ДВЕ СИСТЕМЫ
Для начала договоримся, что вообще-то понятия «справедливая цена» в экономике не существует. Это, скорее, термин для политиков, да и то только в период предвыборной компании. Экономисты оперируют другими терминами, самый важный из которых – рентабельность. Поскольку в убыток никто не будет работать, речь может идти о высоком или низком уровне этой самой рентабельности. Хотя прекраснодушные мечтания иногда закрадываются даже в труды серьезных ученых. Так, академик РАН Роберт Нигматулин опубликовал специальное исследование, где рассчитал, что минимальная месячная зарплата должна соответствовать стоимости 1000 л бензина. То есть сейчас она теоретически была бы где-то в размере 25 тыс. руб. Реально же в Москве МРОТ составляет 8,7 тыс. руб.; выходит, что литр бензина должен стоить 8 рублей 70 копеек!
Повторюсь, подобные расчеты хороши для политиков, чтобы высчитать «градус социальной напряженности». У социологов даже припасена формула, согласно которой стоимость бензина для личной машины не должна превышать 5% общего дохода семьи, иначе возможны «моменты социального возмущения». У нас эти расходы составляют уже 8–10%...
– Мир знает два механизма определения цены – рыночное регулирование и государственное, – объясняет Григорий Сергиенко, исполнительный директор Российского топливного союза. – В наследство от СССР мы получили абсолютно монополизированную систему. Сегодня налицо та же монопольная система, только вместо Госкомнефтепродукта или Миннефтепрома образовалось примерно пять вертикальных структур, которые поделили рынок и работают по тем же плановым принципам. Для них внутренняя, своя экономика – это главное, все остальное их абсолютно не волнует.
Можно понять логику монополистов. Не секрет, что 40% бюджета страны формируется за счет нефтяной отрасли, за счет продажи нефти за рубеж. В условиях, когда налоговая система отбирает от экспортной выручки у нефтяников 78 копеек с каждого заработанного рубля, конечно, появляется соблазн вытянуть свою доходность за счет внутреннего рынка… Вот и получается, что у нас в рознице бензин дороже, чем, скажем, в США, не говоря уже о странах, где так же активно добывают нефть.
Кстати, себестоимость ее добычи секрета не представляет: для действующих месторождений – порядка 10 долл. за баррель (около 160 л), или примерно 1800 руб. за тонну. Но есть еще транспортные и прочие расходы. В результате себестоимость тонны бензина А92 на выходе с крупного НПЗ составляет 9–12 тыс. руб., А95 – 13,5–14 тыс. руб. Получается, что литр бензина обходится производителю в 7–10 рублей, остальное – прибыль компании и налоги. И если пытаться получить ответ на вопрос, что же все-таки у нас – свободный рынок или госрегулирование, приходишь к выводу: пожалуй, второе. Ведь, по сути, конечную цену бензина определяет государство, коль скоро доля самых разных налогов в цене топлива достигает 60% (например, в США этот показатель – на уровне 20–25%)! Прибавьте прибыль производителя и доход цепочки продавцов (оптовые и розничные торговцы накидывают примерно по 10%) – вот вам и розничная цена литра бензина в 25 рублей.
СВОЯ ИГРА
Но есть в стране организация, которая по своему статусу обязана ставить барьеры неоправданному росту цен. Это Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Так вот, она борется с нефтяными компаниями за «справедливые» цены на бензин не первый год.
В 2008 году ФАС начала расследование против компаний «Роснефть», ЛУКОЙЛ, ТНК-BP и «Газпромнефть», которые, по данным службы, занимают 72% российского рынка. Они были оштрафованы в сумме почти на 26 млрд. руб. – «за завышение оптовых цен». Правда, нефтяники оспаривают это решение в судах.
У ФАС есть целый набор предложений, как добиться «справедливых» цен на бензин, уверяет руководитель службы Игорь Артемьев. Например, надо развивать биржевую торговлю нефтепродуктами. Или считать цены в привязке к мировым (котировки в Европе минус пошлина и расходы на транспорт). А если нефтяные компании не способствуют развитию конкуренции, можно «законодательно ввести запрет на совмещение в рамках одного лица бизнеса по оптовой и розничной торговле нефтепродуктами». Однако надо понимать: ФАС, будучи государственным органом, не может вести по-настоящему бескомпромиссную борьбу с таким же практически государственным (или полугосударственным) бизнесом. Так что борьба, конечно, будет продолжаться, но это не означает, что бензиновые цены упадут.
НАМ ТАК ДÓРОГИ ДОРÓГИ
К примеру, «вдруг» выяснилось, что в стране впору закрывать тему дорожного строительства – в бюджете для этого не нашлось строчки. Минфин и Минтранс подготовили законопроект, по которому с будущего года будет поэтапно введен еще один акциз на топливо. Один рубль добавится к цене литра бензина уже в 2011 году, а к 2013-му нагрузка возрастет до трех рублей (подробнее об этом – в ЗР, 2010, № 9). Эти деньги попадут прямиком в Федеральный дорожный фонд и в его региональные аналоги, а оттуда будут направлены на ремонт и строительство дорог. Естественно, добавка серьезно скажется на цене бензина – тремя рублями дело не ограничится.
По подсчетам экспертов, за три года дополнительный акциз (с учетом НДС для розницы) прибавит к цене литра дизельного топлива 3,4–3,7 рубля. А для бензина рост может составить уже от 4,4 до 5 рублей. Расчеты чиновников куда более «мягкие»: 15-процентный рост за три года (то есть литр топлива подорожает на 3,5–4 рубля). Так или иначе, это не может не повлиять на общий подъем цен в стране. Подорожают все товары. Станут ли от этого лучше дороги, можно ли будет быстрее доставить грузы из одного региона в другой? Посмотрим. В любом случае не стоит рассчитывать на то, что бензин начнет когда-либо дешеветь. Не в Америке живем!
Игорь Моржаретто