В нынешнем году АвтоВАЗ рассчитывает увеличить экспорт своих машин более чем на 40%, что амбициознее даже планов роста общих продаж14,6%. Но этот успех, если он случится, суждено разделить не всем дилерам: выживут только сильнейшие, а также те, кто получит поддержку завода. Недавно закрылосьО ликвидации компании было объявлено 12 марта датское представительство производителя, и на АвтоВАЗе намекают, что та же судьба может постигнуть и ряд других зарубежных офисов. Как стало известно «Маркеру», под планы увеличения продаж Волжский автозавод затеял реформу своей европейской дилерской сети.
Машин Lada в Европе стало больше
Основные деньги АвтоВАЗ зарабатывает в России, но за прошлый год заводу удалось увеличить долю европейских продаж с 0,9 до 2,5%. На экспорт ушла каждая десятая машинаАвтоВАЗ отправил за рубеж 34,7 тыс. автомобилей — 11,8% от общего объема продаж, при этом в Европу попали 7,3 тыс. автомобилей. Относительные успехи связаны с масштабной программой утилизации машин в Германии — треть европейских продаж АвтоВАЗу обеспечил именно немецкий дилер. Эту компанию наравне с дилерами на Украине, в Азербайджане и Армении руководство завода рассматривает в качестве главного каналаОб этом говорится в отчетности АвтоВАЗа сбыта продукции за границей.
В 2010 г. АвтоВАЗ планирует увеличить экспорт на 44% — до 50 тыс. машинПри объем плане продаж в 400 тыс. автомобилей доля экспорта составит 12,5%. Реализации этих намерений может помешать недавнее подорожание экспортных моделейоб этом «Маркеру» рассказали несколько европейских дилеров АвтоВАЗа на 10%. Из-за этого цены на «Калины» и «Приоры» поднялись до уровня дешевых моделей Fiat, Renault и Opel. В такой ситуации привлечь покупателя удается только скидками, которые почти полностью съедают дилерскую наценку.
Дилеры зарабатывают на торговле запчастями и перевозках других машин
Ценовые ножницы снижают интерес европейских продавцов Lada к сотрудничеству с АвтоВАЗом, тем более что у многих из них есть другой, более доходный бизнес. Литовский дилер завода Autoverslas automobiliaj В прошлом году продал всего десяток вазовских машин занимается перевозкой и хранением машин других марок, а также помогает с их таможенным оформлениемсообщил «Маркеру» Брониславас Сабонис, совладелец Lada Automobile GmbH. Кроме того, в Вильнюсе находится главный склад автомобилей Lada, через который идут поставки в страны Центральной и Южной Европы. Чешскому дилеруCS Autolada, продал в 2009 г. 471 машину основной доход приносит торговля запчастями для Ladaхотя раньше продукция АвтоВАЗа продавалась хорошо, были заказы даже от чешской полиции, рассказали «Маркеру» в компании на территории Европы. В среднем за прошлый год доход болгарского дилера НАРпродал за прошлый год всего 270 вазовских машин составил €200–250 с машинысообщили «Маркеру» в компании. Кроме ценовой политики АвтоВАЗа, оставляющей продавцам столь малые возможности для заработка, здесь сетуют и на ассортимент. После вступления страны в Европейский союз из-за несоответствия экологическим стандартам прекратились поставки ВАЗ-2107: ранее в Болгарии ежегодно продавалось до 2 тыс. таких машин. Львиная доля продаж АвтоВАЗа в Европе по-прежнему приходится на внедорожник «Нива»В прошлом году АвтоВАЗ выпустил 34 тыс. таких машин, в нынешнем, по прогнозу агентства «Автостат», их производство вырастет до 51,5 тыс..
Лучшие европейские дилеры — в частных руках
Сегодня интересы АвтоВАЗа за рубежом представляют 45 компаний. Далеко не все они принадлежат заводу. Некоторыми владеют частные лица — например, основным акционером немецкого дилера является Брониславас Сабонис. Ему с партнерами принадлежит и литовская Kniupsius, которая также торгует Lada. В «чужих» руках и сербский дилер АвтоВАЗа, второй в Европе по объему продаж.
Из Западной Европы АвтоВАЗ просто так не уйдет
Не был АвтоВАЗ хозяином и датской Lada Danmark, недавно прекратившей работу из-за отсутствия спросаЗа 10 лет в Дании было продано всего 316 машин, при этом за последние два года — ни одной. Однако уходить без боя из Западной Европы завод не намерен. Ликвидировав год назад свое представительство во Франции, через девять месяцев компания открыла новый офис и поставила перед ним задачусообщил «Маркеру» директор французского дилера Lada France Иван Тихомиров продать в нынешнем году не менее 700 автомобилей.