Лето для отечественного автопрома проходит относительно спокойно. На фоне довольно успешно (в глазах госчиновников) реализованной программы утилизации старых автомобилей и жаркого лета, накрывшего необъятные просторы нашей страны, приближается активный производственный цикл.
Что нас ждет, и о каких событиях из российского автомобильного сообщества будут писать в интернете в грядущем сезоне?
Первое. Главное. Коренные российские автозаводы начнут активно лоббировать второй этап программы утилизации и будут, независимо ни от чего, увеличивать программы производства дешевых автомобилей, чтобы к весне иметь на своих площадках и у дилеров две-три месячные программы дешевых автомобилей.
Интернет будет пугать нереализованными остатками (до 200 тысяч автомобилей), но к лету они, по новой программе утилизации, пулей разлетятся.
В преддверии грядущих выборов программа утилизации будет «расширена и углублена» за счет грузовиков, спецтехники и тракторов. Резерва по этому показателю - миллионов «сэм-восэм» хватить еще на пять избирательных кампаний.
Второе. Сбербанк в лице своего руководителя Германа Грефа сконцентрирует свои усилия на внутреннем рынке и продавит решение о передаче производства «классики» на «ИЖавто». Этого прагматика, так ловко прокрутивший трюк по сделке с Опелем, получивший на нем международный мегапиар и прилично заработавший, не оставит желание подработать и на ИЖе. Конечно, и здесь интернет с удовольствием просмакует вопросы технической перспективы данного проекта. Обидно, что при этом отожмут чеченский автопром, который уже сейчас готов забрать всю «классику» себе.
Третье. Наконец на российский рынок по настоящему, придут два-три глобальных производителя автокомпонентов и объявят о начале организации кластеров по производству автокомпонентов. Неожиданно(спасибо летней жаре), объявят о начале производства в России систем кондиционирования и очистки воздуха для транспорта. Возможно создание крупного СП с участием московского Правительства.
Четвертое. Это будет год активного продвижения на российский рынок автомобилей и других транспортных средств с нулевыми выбросами в атмосферу. Начнется согласование федеральной программы ускоренного перехода на гибридные и электрические транспортные средства. Возможно, пройдет запуск нескольких «экологичных маршрутов» в мегаполисах: Москве, Питере, Самаре и Казани. Убежден, что активность на этом поле проявят и мэр Лужков, и председатель российско-австрийского делового совета губернатор Артяков, продвигающий на наш рынок признанного лидера по «гибридам» австрийскую фирму АВЛ, и руководство КАМАЗа, имеющее гибридные автобусы в своей линейке.
Пятое. В ряде регионов появятся новые автосборочные проекты. Лидерами будут республики Северного Кавказа и дальний Восток.
На дальнем Востоке начнут собирать коммерческие автомобили, автобусы (возможно, Ниссан) и спецавтотехнику. Сборочное производство во Владивостоке Соллерс обязательно переместит куда-нибудь в район Хабаровска. Слишком накладно возить рабочих из Ульяновска в «город нашенский». Северный Кавказ сконцентрирует свои усилия на производстве дешевых иномарок и электромобилей.
Шестое. Это будет год активного продвижения российских автомобилей на мировые рынки стран Латинской Америки, прежде всего Венесуэлы, а через неё и в Никарагуа, на Кубу и т.д. и страны юго-восточной Азии; думаю, это будут Вьетнам, Камбоджа и страны Африки. Здесь наиболее интересными регионами могут стать Эфиопия, Нигерия и Египет. Инструментом продвижения станут российские автосборочные производства по типу «ЧеченАвто».
Цена вопроса - рынок сбыта на 300-600 тысяч автомобилей и автокомплектов в год.
Седьмое. Появится крупный игрок на рынке автомобильных технологий, которого в России нет. Ожидается, что появится он из недр ГК «Ростехнологии». Возможно, это будет кто-то из ее дочек: «РТ-Авто», «РТ-Машиностроение» или «РТ-Строительные технологии». Учитывая, что проекты будут дорогими, интернет-сообщество не обойдет это событие своим вниманием, тем более что подпираться эта тема будет и партнерами Ростехнологий в лице альянса Рено-Ниссан и Даймлером, имеющими проблемы с регионами, с которыми у России все в порядке.
Восьмое. В России начнется мелкосерийное, а затем и массовое производство автомобилей (типа «Сталкер»)с кузовами из пластмасс, окрашенными в массе на основе пространственно-рамных конструкций. Такие автомобили уже есть. Производители будут пробовать рынок.
Девятое. Об иностранных брендах я писать не буду. Сколько надо автомобилей, столько и соберут. Программа локализации производства автокомпонентов их интересует мало, с гослоббированием у них все в порядке. Разве что пяток профилактических забастовок по весне по поводу повышения зарплаты. Но и здесь, думаю договорятся. А в целом как обычно. Мировые бренды будут поражать своими новациями, которые, к сожалению, большинству из нас будут не по карману.
Тимур Хубаев