В недрах российской Государственной думы родилась идея упразднить Государственную инспекцию по безопасности дорожного движения (ГИБДД) и создать новую федеральную структуру, которая будет контролировать безопасность дорожного движения.
По словам председателя думского комитета по транспорту и автора идеи Сергея Шишкарева, представителя правящей партии "Единая Россия", депутаты уже готовят соответствующее предложение президенту России.
Впрочем, Шишкарев подчеркивает, что о ликвидации дорожной милиции речь не идет.
"Я предлагаю не ликвидировать ГИБДД, а создать новую федеральную службу, которая бы занималась не только безопасностью дорожного движения, но и его организацией, - говорит глава думского комитета по транспорту. - В аббревиатуре ГИБДД есть только слово "безопасность", но, к сожалению, эта функция не прописана нигде - ни в структуре Министерства транспорта, ни в структуре МВД, в частности, ГИБДД. Поэтому встаёт важный вопрос: эти структуры надо объединить".
Многие российские автомобилисты очень недовольны блюстителями порядка на дорогах. Сотрудников ведомства с труднопроизносимой аббревиатурой водители склоняют на все лады - как за излишнюю ретивость, сопровождающуюся поборами, так и, напротив, за бездеятельность.
По словам многих, уже никого не удивляет, когда сотрудники ДПС равнодушно взирают на затор на перекрёстке и образовавшуюся следом многокилометровую пробку, не прилагая никаких усилий к тому, чтобы "разрулить" ситуацию.
"Полная разобщенность"
"Они подчиняются, как правило, начальнику ГУВД, и фактически выполняют оперативно-технические, служебные задачи, и абсолютно далеки от проблем организации дорожного движения или безопасности дорожного движения", - говорит Вячеслав Лысаков, лидер народного движения автомобилистов "Свобода выбора".
Он полностью поддерживает инициативу думцев. "В каждом субъекте федерации - свой департамент. Дорожная служба расставляет знаки, гаишники ловят, наказывают, собирают деньги - абсолютно полная разобщённость, - уверяет Лысаков. - Даже градостроительный кодекс у нас таков, что он не обязывает отцов городов-миллионников, которые устраивают пресловутые "точечные застройки" (в той же Москве), согласовывать строительство зданий, улучшать дорожную сеть, дорожную инфраструктуру".
А вот Сергей Гончаров, заместитель председателя Московской городской думы, с идеей коллег из Госдумы категорически не согласен.
"Сейчас из Госдумы много идёт таких инициатив ... что надо уничтожить МВД, здесь – что реформировать ГИБДД... Есть такая фраза из басни Крылова: "Как, друзья, вы ни садитесь, все в музыканты не годитесь", - убеждает Гончаров. - В любом случае, что бы мы не реформировали, какие бы департаменты не создавали, все останется, как есть".
Опыт Грузии и Белоруссии
Реформы необходимы - убеждён Гончаров, но не такие. Например, депутат призывает последовать примеру соседей - той же Грузии или Белоруссии: "Сотрудник ГИБДД, или сотрудник безопасности дорожного движения, получает, по меркам тех стран, очень хорошие деньги - это раз. Второе: он имеет прекрасный социальный пакет, который его защищает. И самое главное: если он взял взятку, то его увольняют с "волчьим билетом".
По свидетельствам очевидцев, грузинские и белорусские автоинспекторы разительно отличаются от российских коллег - причем не в пользу последних, говорит Вячеслав Лысаков.
"В Европе и других странах, где эти проблемы решены, дорога и дорожные инфраструктуры доброжелательны по отношению к водителю, они прощают ошибки, они помогают водителю. У нас же основной упор делается на наказание, на его ужесточение, на ограничение", - считает Лысаков.