твой собственный блог
удобство пользования
прикрепление фото и файлов
абсолютно бесплатно

Чтобы создать свой блог или написать в существующий, необходимо войти или зарегистрироваться
Файлы Фото Знакомства Чат
Дневники Блоги Развлечения Кино
   
 

КамАЗ намерен задавить конкурентов по военным заказам Hummer’ами

11.11 10:50 оставить комментарий

КамАЗ намерен задавить конкурентов по военным заказам Hummer’ами

Руководство «Группы ГАЗ» обеспокоено возможностью разрыва соглашения между входящим в холдинг автомобильным заводом «Урал» и Министерством обороны РФ. Одна из вероятных причин – перезаключение контракта в пользу КамАЗа.

В настоящее время миасский автозавод «Урал» работает с Минобороны по контракту. Срок действия контракта – три года (2008-2010 гг.), его общая стоимость составляет 8 (по другим данным - 11,7) миллиардов рублей. В текущем году объем поставок автомобилей «Урал» для нужд МО РФ уже составил около двух тысяч единиц.

Однако в начале месяца в «Группе ГАЗ» стало известно, что на 2010 год государственный оборонный заказ для миасского автозавода может сократиться, причем как вариант – сократиться до нуля. «Автомобильный завод «Урал» был уведомлен о том, что Минобороны планирует расторгнуть контракт с «Уралом» на 2010 год, – комментирует ситуацию заместитель председателя правления «Группы ГАЗ» Елена Матвеева. – Мы опасаемся, что это начало процесса вытеснения «Уралов» из армии».

Оснований для таких опасений более чем достаточно. Упомянутый выше контракт был не только у УралАЗа – аналогичное соглашение было заключено и с КамАЗом, причем объемы поставок по этим документам были сопоставимыми. В 2008 году паритет по поставкам между автозаводами сохранялся. Однако в этом году ситуация изменилась. По данным Finamauto, камский автозавод получил примерно 25-процентное преимущество: МО оплатило поставку примерно 4,2 тыс. КамАЗов, а автомобилей «Урал» было получено всего около 3,1 тыс.

Это не единственный факт, подтверждающий, что КамАЗ активно использует «административный ресурс» и ставит своих конкурентов в заведомо проигрышную ситуацию. В частности, из 12-ти млрд. рублей, выделенных государством на поддержку автопрома, 4,6 млрд. распределяло Министерство обороны – и все эти деньги ушли на КамАЗ. Другие поставщики армейской автотехники – УралАЗ, УАЗ, ГАЗ и БЗКТ (автомобильный завод из Брянска – о нем речь впереди) не получили ни копейки. По некоторым оценкам, за последние два-три года государство вложило в КамАЗ порядка 9 млрд. рублей. Сделано это было аккуратно, без той шумихи, которая сопровождала «вливания» в АвтоВАЗ, однако, опять таки, в обход всех конкурентов. Последним рты затыкала недвусмысленная опасность лишиться гособоронзаказа.

Представитель Минобороны подтвердил, что вопрос о расторжении контрактов на поставку грузовиков в настоящее время рассматривается. По его словам, это связано с изменением приоритетов: более важными признаны закупки авиации, систем ПВО, средств связи и разведки.

Сразу отмечу, что прямой связи между увеличением закупок систем ПВО, средств связи и разведки и снижением закупок грузовиков нет и быть не может – эти системы как раз используют автомобильные платформы. К тому же, в информации МО есть маленький пробел. В начале этого года все производители систем вооружения и специальных систем, использующих автомобильные шасси «Урал» (ракетные системы залпового огня, мобильные радиостанции большой мощности, подсистемы комплексов ПВО, системы радиотехнической разведки, РЛС и т.д.) получили от Минобороны директиву. Она предписывала разработать варианты адаптации систем под шасси КамАЗа. Ослушникам грозили просто-напросто отлучением от госзаказа.

Миасский завод является не единственным пострадавшим от лоббистской деятельности КамАЗа. Аналогично Министерство обороны ведет себя и по отношению к другому своему поставщику – Горьковскому автомобильному заводу. По имеющейся у Finamauto информации, в марте 2009 года МО полностью прекратило с ГАЗом какие бы то ни было отношения, и отказалось закупать любую технику марки «ГАЗ». Прелесть ситуации заключается в том, что ГАЗ с 1997 по 2008 год вел по заданию МО доработку под требования армии автомобиля «Садко», которым планировались заменить популярную в войсках «шишигу» (ГАЗ-66). Завод вложил в эту разработку немалые собственные средства, а в результате получил от Минобороны известную «комбинацию из трех пальцев».

И это тоже еще не все. Finamauto уже писал, что, по неофициальной информации, в результате лоббистских усилий КамАЗ «перетянул на себя» финансирование программы разработки армейской колесной платформы следующего поколения. Основными разработчиками этого вида автотехники в советские времена были заводы колесных тягачей – минский (МЗКТ) и брянский (БЗКТ, раньше завод назывался БАЗ). С минским заводом все понятно – он теперь «иностранец», поэтому основные работы шли на БЗКТ. Непонятно, зачем понадобилось передавать КамАЗу тему, в которой он не слишком компетентен (а тяжелые платформы – особый вид транспорта со своими нюансами). Точнее, кое-что понятно: камскому автозаводу просто захотелось монополизировать разработку и поставку армейской автотехники и получать все государственные ассигнования по этой статье бюджета. Но вот зачем это нужно Министерству обороны? Или генералам все равно, что те же комплексы ПВО в результате могут остаться «без колес»?

К счастью, БЗКТ потихоньку продолжает начатую в 2008 году ОКР под шифром «Вощина-2» на свои средства. Однако средства эти весьма ограничены, и брянцы могут просто не успеть к тому моменту, когда платформы действительно понадобятся.

И, наконец, последний штрих. Пентагону нужно куда-то пристроить многоцелевые транспортеры HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle). Напомню, что именно он является прототипом популярного тяжелого внедорожника Hummer. Армию США «военные ХАММЕРы» уже не устраивают – боевые действия в Ираке и в Афганистане продемонстрировали их недостатки. Так вот, по неофициальной информации (в сфере торговли военной техникой иной обычно и не бывает), российское министерство обороны может закупить у своих американских коллег 3000 (три тысячи) транспортеров HMMWV. Цену за них просят бросовую - $190 тыс. (точно неизвестно, но, скорее всего, это «автомобили с пробегом»).

Анонимные источники в МО сообщают, что «техническим посредником» в этой сделке будет именно КамАЗ. На камском заводе «армейские ХАММЕРы» перекрасят, что-нибудь прикрутят (дабы отрапортовать о «приведении импортной техники в соответствие российским армейским стандартам») – и передадут в войска. При этом будут ущемлены права еще одного поставщика МО РФ – Арзамасского машиностроительного завода. И это несмотря на то, что производимый на АМЗ бронеавтомобиль «Тигр» многие специалисты оценивают выше, чем HMMWV. Опять таки, по слухам, в ближайшее время на КамАЗе «русский HMMWV» будет продемонстрирован министру обороны Сердюкову и президенту Медведеву.

Руководство «Группы ГАЗ» неоднократно пыталось договориться с МО о нормализации ситуации в сфере поставок военной автотехники. Теперь к ГАЗовцам присоединятся уральские чиновники. Их легко понять – на УралАЗе работает почти 14 тыс. человек, и половину поставок составляет гособоронзаказ. Кроме того, у завода четыре сотни поставщиков комплектующих, многие из которых тоже расположены на Урале. Будем надеяться, что общими усилиями уральским региональным властям и автопроизводителям удастся предотвратить въезд КамАЗа на Hummer’ах в монополию поставок армейской автотехники.

Автор: Алексей Захаров, аналитик проекта Finamauto.Ru

оставить комментарий оригинал статьи

Другие посты из все об авто

 

Сервис и хостинг блогов FindBlog.ru. В случае обнаружения ошибок на сайте просим обращаться в администрацию.
Тел: (812)317-86-14
E-mail:
ICQ: 272208076